ЗАКОН Владимирской области от 10.11.2008 № 181-ОЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

(принят постановлением ЗС Владимирской области от 29.10.2008 № 619) Официальная публикация в СМИ:

«Владимирские ведомости», № 267, 19.11.2008

Начало действия документа (за исключением отдельных положений) — 30.11.2008.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

В соответствии со статьей 12 данный документ вступил в силу через 10 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (опубликован во «Владимирских ведомостях» — 19.11.2008).

10 ноября 2008 года N 181-ОЗ

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

постановлением

Законодательного Собрания

Владимирской области

от 29 октября 2008 года № 619

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Закона

Настоящий Закон определяет основные принципы, направления и формы противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики во Владимирской области и направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, безопасности государства, обеспечение надлежащей деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также должности государственной гражданской службы Владимирской области и муниципальной службы во Владимирской области, путем создания эффективной системы противодействия коррупции.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) антикоррупционная политика — деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на создание эффективной системы противодействия коррупции;

3) субъекты антикоррупционной политики — органы государственной власти области, органы местного самоуправления, создаваемые ими государственные и муниципальные учреждения, правоохранительные органы, общественные объединения, средства массовой информации;

4) антикоррупционный мониторинг — наблюдение, анализ, оценка и прогноз действия областных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также эффективности реализации мер антикоррупционной политики;

5) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов — деятельность специалистов по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим нормативным правовым актам, проектам нормативных правовых актов; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов;

6) коррупциогенный фактор — явление или совокупность явлений, порождающие коррупцию или способствующие ее распространению;

7) предупреждение коррупции — деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение и устранение явлений, порождающих коррупцию, а также способствующих ее возникновению и распространению;

8) коррупциогенность — закрепленный в законе (проекте закона), ином нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) механизм его реализации и применения, способный вызвать коррупционные действия и (или) решения.

Глава 2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Статья 3. Меры противодействия коррупции

Мерами противодействия коррупции являются:

1) разработка и реализация программ противодействия коррупции;

2) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

3) антикоррупционный мониторинг;

4) антикоррупционная пропаганда;

5) обеспечение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления;

6) устранение коррупционных проявлений по результатам расследования уголовных дел;

7) иные меры, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 4. Антикоррупционная программа

1. Антикоррупционная программа является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных, в том числе во взаимодействии с общественностью, и иных мер, направленных на противодействие коррупции во Владимирской области.

2. Разработка проекта антикоррупционной программы Владимирской области осуществляется администрацией Владимирской области (далее — администрация области) в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Органы местного самоуправления могут утверждать муниципальные программы противодействия коррупции в соответствии с действующим законодательством.

Статья 5 вступает в силу с 1 января 2009 года (статья 12 данного документа).

Статья 5. Антикоррупционная экспертиза законов, иных нормативных правовых актов Владимирской области и их проектов

1. Антикоррупционная экспертиза законов, иных нормативных правовых актов Владимирской области и их проектов направлена на выявление и устранение несовершенства правовых норм, препятствующих свободному осуществлению физическими и юридическими лицами своих прав и обязанностей и, таким образом, повышающих вероятность коррупционных действий.

2. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы действующего закона или его проекта принимается Губернатором или Законодательным Собранием Владимирской области, о проведении экспертизы иного нормативного правового акта — Губернатором Владимирской области. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы проекта закона Владимирской области принимается после принятия соответствующего проекта закона в первом чтении.

3. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты законов Владимирской области, регулирующие общественные отношения в сфере государственной собственности, государственной службы, статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, бюджетного, земельного, градостроительного законодательства, законодательства о лицензировании, кроме случаев принятия законов, вызванных необходимостью приведения закона области в соответствие с принятым федеральным законом и (или) решением суда, вступившим в законную силу.

По решению Губернатора или Законодательного Собрания Владимирской области может быть проведена антикоррупционная экспертиза проекта закона, иного нормативного правового акта, не входящего в указанный перечень.

4. Антикоррупционная экспертиза законов области, проектов законов области проводится антикоррупционной комиссией, формируемой из представителей Законодательного Собрания Владимирской области (далее — Законодательное Собрание области), администрации области, а также представителей научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых в качестве независимых экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Состав комиссии формируется с соблюдением принципа, исключающего возможность возникновения конфликта интересов, который может повлиять на принятие комиссией решения.

Положение об антикоррупционной комиссии утверждается постановлением Законодательного Собрания области.

5. Финансирование антикоррупционной экспертизы, проводимой в порядке, установленном настоящим Законом, осуществляется из областного бюджета.

6. Срок проведения обязательной антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов и их проектов составляет 5 рабочих дней со дня поступления закона области, нормативного правового акта или их проектов на экспертизу. В случае особой сложности закона области, иного нормативного правового акта или их проектов, срок проведения экспертизы может быть увеличен до 10 рабочих дней должностным лицом, подписавшим решение о проведении экспертизы.

7. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, в котором должно быть отражено наличие (отсутствие) в анализируемом акте коррупциогенных факторов, оценка степени их коррупциогенности, рекомендации по устранению выявленных коррупциогенных факторов или нейтрализации вызываемых ими негативных последствий.

Заключение представляется депутатам Законодательного Собрания области, Губернатору области и разработчику проекта закона области.

8. По инициативе организаций, общественных объединений, а также физических лиц может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза действующих законов Владимирской области, иных нормативных правовых актов области и их проектов. Финансирование расходов на проведение антикоррупционной экспертизы в этом случае осуществляется ее инициатором самостоятельно. Материалы общественной антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер.

9. В случае противоречия выводов антикоррупционной экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи, выводам экспертизы, проведенной в соответствии с частями 3 или 4 настоящей статьи, результаты указанных экспертиз рассматриваются Законодательным Собранием Владимирской области при рассмотрении в установленном порядке проектов законов Владимирской области.

Статья 6. Коррупциогенные факторы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов

Коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов при проведении антикоррупционной экспертизы, являются:

1) отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отказа в реализации права;

2) наличие субъективно-оценочных оснований отказа в реализации права;

3) отсутствие исчерпывающего перечня документов, представляемых для реализации права;

4) истребование копий или нотариально заверенных копий, если предусмотрено представление оригиналов документов;

5) отсутствие конкретного срока принятия решения органом государственной власти области, органом местного самоуправления, лицом, замещающим государственную, муниципальную должность, должность государственной гражданской, муниципальной службы;

6) отсутствие конкретных оснований для продления срока рассмотрения документов;

7) отсутствие обязанности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные, муниципальные должности, должности государственной гражданской, муниципальной службы письменно уведомить заявителя о продлении срока рассмотрения документов, а также отсутствие конечных сроков, далее которых продление срока не допускается;

8) отсутствие четкого порядка принятия решения должностным лицом с указанием его прав и обязанностей;

9) отсутствие исчерпывающего перечня решений, которые орган государственной власти области, орган местного самоуправления, лицо, замещающее государственную, муниципальную должность, должность государственной гражданской, муниципальной службы, вправе принять;

10) наличие коллизий между нормами правового акта;

11) отсутствие учета общественного мнения при принятии органами государственной власти области, органами местного самоуправления социально значимых нормативных правовых актов, если учет общественного мнения предусмотрен действующим законодательством;

12) отсутствие конкурсных (аукционных) процедур в случаях, когда данные процедуры предусмотрены действующим законодательством;

13) неподкрепленность предоставляемых физическим и юридическим лицам прав соответствующими обязанностями органа государственной власти области, органа местного самоуправления;

14) использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, формулировок с неясным содержанием;

15) отсутствие четкого разграничения компетенции органов государственной власти области, органов местного самоуправления по предмету регулирования нормативного правового акта.

Статья 7. Антикоррупционный мониторинг

1. Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики.

2. Антикоррупционный мониторинг проводится в целях:

1) своевременного приведения правовых актов органов государственной власти области в соответствие с законодательством Российской Федерации;

2) обеспечения разработки и реализации программ противодействия коррупции путем учета коррупционных правонарушений и коррупциогенных факторов, проведения опросов и иных мероприятий с целью получения информации о проявлениях коррупции;

3) обеспечения оценки эффективности мер, реализуемых посредством программ противодействия коррупции.

3. Антикоррупционный мониторинг осуществляется путем наблюдения за результатами применения мер противодействия коррупции, анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных, разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.

4. Антикоррупционный мониторинг проводится администрацией области и носит постоянный характер.

Решения о проведении антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов органов местного самоуправления принимаются руководителями соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

5. Порядок проведения антикоррупционного мониторинга определяется постановлением Губернатора области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Результаты антикоррупционного мониторинга являются основой для разработки проекта антикоррупционной программы либо для внесения изменений в действующую программу.

7. Информация о результатах мониторинга направляется в правоохранительные органы Владимирской области.

Статья 8. Антикоррупционная пропаганда

1. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, укрепление доверия к власти.

2. Организация антикоррупционной пропаганды осуществляется администрацией области и реализуется во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения по получению и распространению массовой информации.

Статья 9. Совещательные и экспертные органы

1. Субъекты антикоррупционной политики могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей органов государственной власти области, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, государственных организаций, общественных объединений, научных, образовательных учреждений, иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.

2. Порядок формирования и деятельности совещательных и экспертных органов, их полномочия, персональный состав определяются соответствующими субъектами антикоррупционной политики, при которых они создаются.

Статья 10. Информация о реализации мер антикоррупционной политики

1. Администрация Владимирской области размещает на своем официальном сайте информацию о реализации мер антикоррупционной политики.

2. В информации отражаются данные о результатах реализации антикоррупционных программ, выполнении иных обязательных для субъектов антикоррупционной политики положений настоящего Закона.

Статья 11. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Несоблюдение требований настоящего Закона влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением статьи 5 настоящего Закона.

2. Статья 5 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2009 года.

Губернатор

Владимирской области

Н.В.ВИНОГРАДОВ Владимир 10 ноября 2008 года № 181-ОЗ